» » Как работает система охлаждения двигателя? Элементы, входящие в состав СОД

Как работает система охлаждения двигателя? Элементы, входящие в состав СОД


Редко, когда автомобилисты не знают, как работает система охлаждения двигателя, но все же, такая часть людей есть, среди которых большинство новички в плане владения автомобилем. Именно для таких типов водителей будет полезен данный материал, ведь система охлаждения – одна из важнейших систем любого автомобиля, которая, при своей неисправности, делает эксплуатацию автомобиля невозможной.

Как работает система охлаждения двигателя (СОД), из каких элементов она состоит, самые частые её неисправности и другую полезную информацию можно найти на этой странице.

Стоит сразу отметить, что на разных моделях автомобилей принципиального отличия в системе охлаждения нет, элементы и способ охлаждения у всех одинаковый, будь то старенький ВАЗ или же современный автомобиль бизнес класса. Потому информация будет одинаково полезна всем автолюбителям.

Элементы, входящие в состав СОД

  • Охлаждающая жидкость (антифриз или тосол) – специальная жидкость, которая циркулирует по всей системе охлаждения и собственно охлаждает двигатель. Особенность такой жидкости в том, что она не замерзает при низких температурах (до -40 градусов Цельсия) и порог кипения выше 100 градусов Цельсия, как у обычной воды.
  • Помпа (водяной насос) – специальный насос, который приводится в действие двигателем, с помощью ремня. Задача помпы – создавать циркуляцию охлаждайки по всей системе.
  • Радиатор. Предназначен для отвода тепла в атмосферу, имеет пористую поверхность для лучшего прохождения воздуха. Устанавливается в передней части автомобиля, чтобы при езде встречный поток ветра проходил между сотами радиатора, тем самым охлаждая антифриз.


  • Вентилятор. Его задача создавать поток воздуха, которым обдувается радиатор, когда температура в системе возросла больше нормы, чтобы её снизить. При езде по трассе в работе вентилятора нет нужды, ведь идет достаточное охлаждение ветром. А вот в пробке или на малых скоростях охлаждения недостаточно, тогда и включается вентилятор. Устанавливается вентилятор охлаждения вплотную с радиатором. Приводится в действие электромотором, который получает сигнал от датчика температуры. Стоит отметить, что на старых моделях автомобилей вентилятор работает всегда, когда работает двигатель, приводится в действие ремнем.
  • Резиновые патрубки. Созданы для того, чтоб соединять все элементы системы охлаждения между собой и создать замкнутый круг.
  • Термостат. Для более быстрого прогрева двигателя и поддержания рабочей температуры в холодную температуру воздуха используется два круга охлаждения, малый и большой. При циркуляции по малому кругу, антифриз не попадает в радиатор, по большому же, попадает. После того, как двигатель запустился, жидкость ходит по малому кругу, и, после достижения определенной температуры (на разных моделях по разному, от 80 до 87 градусов Цельсия) в термостате открывается клапан и жидкость начинает циркулировать через радиатор, то есть по большому кругу, тем самым максимально охлаждая мотор.
  • Расширительный бачок. Как известно, жидкость при нагревании расширяется, и чтобы не создавалось большого давления, в системе охлаждения внедрена такая деталь как расширительный бачок. При нагревании антифриза, и соответственно его расширении, часть выливается в этот самый бачок, не создавая избыточного давления.
  • Пробка расширительного бачка. Пробка, которая накручивается на расширительный бачок не простая, она имеет два клапана – впускной и выпускной. Из курса физики можно вспомнить, что жидкость под давлением закипает при большей температуре. Это и нужно для системы охлаждения, создать небольшое давление. При превышении порога допустимого давления на пробке срабатывает выпускной клапан, и лишнее давление стравливается в атмосферу. Потом же, при остывании охлаждающей жидкости, давление падает и появляется разрежение, тогда срабатывает впускной клапан и через него засасывается необходимое количество воздуха.


Как работает система охлаждения двигателя


Большую часть принципа работы СОД можно понять, прочитав состав элементов.

В корпусе двигателя, как в блоке цилиндров, так и в ГБЦ, в стенке есть пустое пространство (рубашка охлаждения), в котором циркулирует охлаждающая жидкость. Забирая тепло с двигателя, антифриз нагревается, и, идя дальше, по кругу охлаждения попадает в радиатор, который обдувается воздухом, тем самым охлаждая горячий антифриз, который снова попадает в рубашку охлаждения.

Если рассматривать холодный двигатель, который только что запустился, то в нем сразу начинается циркуляция охлаждающей жидкости. Жидкость ходит по малому кругу охлаждения, пока не откроется термостат. То есть, задействовано в охлаждении, хотя лучше сказать, нагреве, только половина антифриза. Когда же этот антифриз достигает температуры 85 градусов (опять же, зависит от термостата) термостат открывается. Теперь в охлаждении задействована вся жидкость, и ходит она уже через радиатор. Часть жидкости, из-за расширения уходит в расширительный бачок. Это и есть нормальная работа СОД.

Если же температура двигателя повышается, например, стоя в пробке, и доходит до 100 градусов, то включается вентилятор и охлаждает её до приемлемой температуры в 95 градусов. Показания в 100 и 95 градусов являются самыми распространенными, но могут отличаться, в зависимости от заводских настроек.


Распространенные неисправности СОД


Почти все неисправности системы охлаждения приводят к перегреву двигателя и последующим негативным последствиям. Среди таких неисправностей:
  • Заклинивший термостат. При достижении необходимой температуры термостат не открывается, и жидкость всегда циркулирует по малому кругу, которого недостаточно для охлаждения двигателя. Вентилятор при этом не включается, так как датчик температуры, установленный в радиаторе, не видит критическое повышение температуры. Определить данную неисправность можно по холодным патрубкам, которые подходят к радиатору на полностью прогретом моторе.
  • Поломка помпы. Помпа может заклинить, или в ней «оближутся» шлицы, в любом из вариантов циркуляции жидкости не будет, что приведет к перегреву. Определить поломку помпы можно по вентилятору. При достижении высокой температуры включается вентилятор, и, если при работающем вентиляторе температура антифриза не падает или падает очень медленно, нужно проверить помпу.
  • Забитые каналы охлаждения или забитый радиатор. Касается двигателей с большим пробегом. Мелкие каналы в радиаторе и рубашке охлаждения могут забиться грязью или покрыться накипью, что значительно ухудшит охлаждение. Нужно регулярно, как советует завод-производитель менять охлаждающую жидкость и промывать СОД.
  • Неисправность пробки расширительно бачка. Из-за условий эксплуатации, внутри пробки пружинки могут ржаветь, тем самым нарушая работоспособность клапанов. В результате может разорвать расширительный бачок или патрубки. Крышка стоит совсем недорого, потому при появлении симптомов неисправности лучше её заменить.



Большинство проблем, вызванных с системой охлаждения двигателем можно решить своими руками, не прибегая к помощи специалистов, и не тратя больших денег. Зная, как работает система охлаждения двигателя, можно всегда держать её в рабочем состоянии и не допускать появление неисправностей.
E-Mail подписка
Популярное Скрыть
  • Какая полироль для авто лучше? Какие полироли бывают?
  • Светодиодные лампы для авто: отзывы. Важные моменты
  • Как выправить вмятину на крыле? Несколько технологических способов проведения ремонта
  • Балансировка колес: как часто ее нужно делать?
  • Что такое подрамник автомобиля? Установка подрамника
  • Регулировка сцепления на Калине. Принцип действия системы
  • Подсветка салона автомобиля своими руками. Каковы преимущества подсветки?
  • Запотевает лобовое стекло изнутри. Как избавиться от лишней влаги в салоне?
  • Замена радиатора охлаждения на Калине. Алгоритм действий при выполнении работ