» » Что такое кулиса в автомобиле? Как устроена кулиса?

Что такое кулиса в автомобиле? Как устроена кулиса?


Не все водители в курсе, что такое кулиса в автомобиле, и какие задачи она выполняет. Между тем, именно благодаря ей вы так легко и быстро переключаете скорости на всех механических КПП и большей части АКПП. Если на курсах вождения вам ничего не рассказали о кулисе, самое время исправлять ситуацию.

Что такое кулиса в автомобиле, также именуемая тягой привода КПП? В Интернете вы можете найти информацию, что так называется рычаг, используемый для переключения скорости. Однако она далека от истины. Кулиса – многосоставной механизм, который связывает рычаг и саму коробку. Деталь можно найти под автомобильным днищем или самой ручкой переключения.

Поскольку кулиса в любом автомобиле является скрытым механизмом, свое название она получила по аналогии с боковой декорацией в театре. Выражение «актеры за кулисами» означает, что участники представления уже стоят на сцене, но зрители пока не видят их благодаря декорации.
Запас прочности у механизма более чем приличный – более ста тысяч километров пробега. Чаще всего поломки возникают из-за попадания жидкости и кусочков грязи в механическую систему, отсутствия смазки, по другим причинам.

Как устроена кулиса?


Еще раз повторимся – называть кулисой КПП в корне неверно. Перечислим ее главные составляющие:
  • Рычаг переключения
  • Тяга выбора
  • Палец вилки
  • Фиксатор
  • Сальник
  • Собственно вилка кулисы

Поскольку производители изощряются с установкой различных типов МКПП, конструкция устройства может немного отличаться. Однако для большинства автомобилей это перечисленные выше детали.

Любая машина осуществляет движение за счет того, что топливо сгорает и создает давление. Оно влияет на коленчатый вал и приводит его во вращение. Оно передается колесам по трансмиссии. Казалось бы, все просто, но дело в том, что обороты машинного двигателя выше оборотов колес.


Потому и была придумана КПП – удивительный механизм, который управляет двумя различными вращениями. Чтобы максимально быстро и точно передать усилие валам, используется кулиса КПП. В каждом автомобиле с «механикой» она есть, часть машин с «автоматом» также имеют свою кулису. Исключение составляют лишь вариаторные, роботизированные коробки передач нового поколения. Все команды в них передаются напрямую посредством электронных импульсов.

Как понять, что кулиса сломалась?


Мы уже говорили о том, что кулиса долговечна и приходит в неисправность достаточно редко. Однако это не значит, что она не требует ремонта. Даже на качественных импортных автомобилях случаются огрехи. Как же понять, что кулиса барахлит и дает сбой? Таких признаков много, перечислим основные:
  • Появился сильный люфт ручки, переключающий передачи
  • Наблюдается странный звук, похожий на хруст
  • С переключением возникли какие-то странные проблемы – рычаг ходит слишком туго
  • Вместо одной передачи почему-то включается другая
  • Бывает такое, что из пяти передач получается включить три-четыре – остальные попросту не работают.



Отдельно хочется отметить проблему возникающего люфта. Она не говорит о серьезной поломке, да и на работу МКПП не влияет. Именно поэтому большинство водителей не придают люфту серьезного значения. Немного разболтался рычаг? Ну и что – пока ездит, пускай ездит. Зачем тратить время на разборку и регулировку? Долго ездить с таким недостатком вы не будете – со временем положение только ухудшится и может привести к неутешительным результатам, вплоть до ДТП. Отсюда вывод – не затягивайте с ремонтом, а попытайтесь решить текущую проблему как можно скорее.

Как отрегулировать кулису?


Если привод в рабочем состоянии, можно попробовать отрегулировать его. Ремонтировать всю коробку передач не нужно – зачастую проблема заключается вовсе не в ней. После регулировки включаем первую и поднимаемся на подъемник.

Поставьте автомобиль на «ручник», противооткаты разместите под колесами. Затем заглушите двигатель, но передачи пока не трогайте. Постарайтесь сместить рычаг влево так, насколько позволяет механизм. Снова вернитесь под автомобиль и затяните хомут потуже. В отдельных случаях достаточно просто сместить деталь на 3-4 миллиметра – и коробка снова работает, как новая!



Во всех остальных случаях кулису КПП придется полностью заменить. Если вы не являетесь профессиональным автомехаником, лучше всего делать это в специализированной мастерской. Особенно это касается случаев, когда из строя выходит кулиса в «автоматике».

Вы только что лично убедились в том, что в конструкции кулисы КПП нет ничего сложного и космического. Пока другие водители ломают голову, что не так с коробкой передач и почему плохо переключаются скорости, вам уже известно, что такое кулиса в автомобиле. Следовательно, при возникновении внештатных ситуаций вы уже будете знать, что предпринимать. А это еще один шаг к тому, чтобы досконально знать свою любимую машинку и быть с ней на «ты».
E-Mail подписка
Популярное Скрыть
  • Какая полироль для авто лучше? Какие полироли бывают?
  • Светодиодные лампы для авто: отзывы. Важные моменты
  • Как выправить вмятину на крыле? Несколько технологических способов проведения ремонта
  • Балансировка колес: как часто ее нужно делать?
  • Что такое подрамник автомобиля? Установка подрамника
  • Подсветка салона автомобиля своими руками. Каковы преимущества подсветки?
  • Регулировка сцепления на Калине. Принцип действия системы
  • Что проверяют при техосмотре? Внешний и внутренний осмотр
  • Турбина на ВАЗ 2107 карбюратор. Плюсы компрессора перед турбиной